Pro bono и государственная (негосударственная) системы оказания бесплатной юридической помощи

Pro bono происходит от лат. «pro bono publico», что в переводе означает «ради общественного блага». Термин широко распространен в юридическом мире и затрагивает сферу оказание бесплатной юридической помощи тем, кто в ней нуждается, но по определенным причинам не имеет возможности ее получить.

Программа Pro bono представляет собой комплекс мероприятий, включающих в себя:

  • правовую работу, осуществляемую юристом;
  • оказание юридической помощи без преследования коммерческих целей;
  • оказание юридической помощи на добровольной, а самое главное безвозмездной основе;
  • идентичность услуг, предоставляемых на платной основе или в рамках программы «Pro bono». Подразумевается, что уровень и объем предоставляемых услуг не должен различаться.

В Российской Федерации действует Федеральный Закон от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Закон о бесплатной юридической помощи), который разграничивает государственную и негосударственную системы оказания бесплатной юридической помощи (далее – государственная/негосударственная система), где первую назвать Pro bono не представляется возможным, так как Pro bono, как было указано выше, является безвозмездной программой, а в государственной системе предоставленная помощь оплачивается из госбюджета.

Отчасти на Pro bono похожа негосударственная система, которую законодатель поделил на:

  • юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.);
  • негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

И если с первым все более или менее понятно, бесплатная юридическая помощь оказывается добровольно и на безвозмездной основе студентами, желающими получить опыт, то в негосударственных центрах предоставленная помощь оплачивается неправительственной организацией (юридическая фирма, создавшая негосударственный центр).

Изначально при разработке Закона о бесплатной юридической помощи государственная система задумывалась как гарантия того, что средства, потраченные на оказание бесплатной помощи, будут возмещены, и в свою очередь увеличит стремление адвокатов и юридических организаций к оказанию бесплатной помощи. Но все большее количество юридических фирм и частнопрактикующих юристов (адвокатов) разного калибра выбирают программу Pro bono, где услуги оказываются безвозмездно. Здесь возникает вопрос: почему же они выбирают негосударственную систему оказания бесплатной юридической помощи, не оплачиваемую вовсе?

Ответ на данный вопрос формируется из двух критериев:

– непроработанность государственной системы. Из бюджета субъекта Российской Федерации выделяются небольшие суммы (каждый субъект сам устанавливает размеры оплаты) на государственную систему оказания бесплатной юридической помощи. Негативное влияние исходит и от необходимости собрать большое количество документов (за отсутствие какого-либо документа или предоставление неполных сведений денежные средства не выплачиваются).

– Pro bono выступает как маркетинговый ход, едва уступая в этом критерии успешности фирмы или отдельно взятого юриста. Данная теория сформировалась в Европе и США и на протяжении последних 5 лет успешно внедряется и функционирует в лучших юридических фирмах Российской Федерации. Суть теории в том, что при использовании программы Pro bono у юридических фирм и частнопрактикующих юристов (адвокатов) помимо осознания социальной важности возрастает:

конкурентоспособность. Результаты исследования американских ученых показали, что оказание помощи pro bono является одним из важнейших факторов для клиентов при выборе юриста (фирмы). Наличие программы Pro bono создает имидж социально ответственного бизнеса, а последний в свою очередь работает на повышение доверия к фирме.

успешность. Работающая программа Pro bono является весомым признаком успешности для юридического сообщества. Так, один из ведущих американских журналов для юристов The American Lawyer ежегодно публикует рейтинг американских и международных юридических фирм, в том числе и российских, где Pro bono благополучно функционирует. Количество часов, потраченных на оказание услуг Pro bono, является одним из четырех критериев для составления рейтинга наряду с общим доходом фирмы за прошедший год, удовлетворенностью сотрудников фирмой и репрезентативностью меньшинств в коллективе.

привлечение кадров. Наличие программы Pro bono является средством привлечения новых кадров. По данным многих юридических ВУЗов, для молодых юристов наличие в фирме программы Pro bono является одним из факторов при выборе места работы. Для молодых юристов оказание услуг в рамках программы Pro bono является единственной возможностью поработать не только с бумагами, а для фирмы же это дополнительная возможность оценить работоспособность и квалификацию молодого специалиста.

признание внутри организации. Для юристов со стажем работа по программе Pro bono является хорошим способом отвлечься от основной сферы деятельности и попробовать свои силы в другой специализации. Также в силу корпоративной культуры юристы, занимающиеся помимо основной работы практикой Pro bono, получают не только моральное удовлетворение, но и признание в рамках фирмы. Безусловно, это является мощным фактором, повышающим лояльность сотрудников по отношению к фирме (Лапидус А., Сучкова М. Социальная ответственность юриста / А. Лапидус, М. Сучкова // Новая адвокатская газета. – 2012. – № 8. С. 23 – 26).

Безусловно, внедрение программы Pro bono является большим шагом вперед для правовой системы Российской Федерации в сфере защиты прав и законных интересов граждан. Но зачастую юридические фирмы и частнопрактикующие юристы (адвокаты), стремясь получить указанные выше плюсы Pro bono, забывают о главных принципах программы и пользуются неосведомленностью граждан, называя свои услуги практикой Pro bono. Самый простой пример такого недобросовестного поведения – это так называемые «первоначальные бесплатные консультации» с последующим ведением дела за определенную плату. Считаем, что следует ограничить возможность юридических фирм и частнопрактикующих юристов (адвокатов) называть таковой свою деятельность.

Небезынтересно привести мнение Рябцевой Е.В., которая считает, что для обеспечения развития качественной системы бесплатной юридической помощи, как финансируемой государством, так и в рамках Pro bono, необходимо совершенствование законодательной базы, регламентирующей порядок ее оказания (Рябцева Е.В. Право на доступ к правосудию через призму оказания бесплатной юридической помощи / Рябцева Е.В. // Российский судья. – 2015. – № 2. ). Здесь необходимо согласиться с автором и для устранения дальнейшей путаницы предложить дать определение «pro bono» в следующей редакции: «Pro bono – негосударственная добровольная программа оказания юридической помощи гражданам на безвозмездной основе».

Также считаем, что круг участников, имеющих право оказывать юридическую помощь по программе Pro bono должен быть открытым, однако, для предотвращения мошеннических действий некоторые требования к лицам установить все же необходимо. К таким требованиям должны относится: высшее юридическое образование, наличие стажа оказания юридической помощи, наличие помещения для оказания помощи и консультирования граждан.

Инициативу в вопросе совершенствования законодательства в сфере оказания бесплатной юридической помощи предлагаем проявить Минюсту России как уполномоченному органу, контролирующему сферу оказания бесплатной юридической помощи. Также для развития и осознания социальной ответственности у молодых юристов, предлагаем ВУЗам подготовить (дополнить) курс, посвященный бесплатному оказанию юридической помощи, включающий в себя информацию о программе Pro bono.