Какой русский не любит быстрой езды? Штрафы за опасное вождение

Наверняка для нашего читателя, а в особенности для представителей «касты водителей», не будет открытием тот факт, что в таком огромном городе, как Москва, культура вождения оставляет желать лучшего. Бесконечные многокилометровые пробки, торопливость, желание поскорее уже добраться домой после тяжелого рабочего дня, появление скоростных шоссе, дорогие автомобили с мощными двигателями или же так называемая «манера вождения» водителей транспортных средств, – все это порождает агрессивную и опасную езду, что в результате зачастую приводит к необратимым последствиям.

Несмотря на существование Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 (далее по тексту – ПДД), и закрепление ответственности водителей-нарушителей в Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном кодексе РФ до сегодняшнего момента законодательно не были закреплены такие понятия как «опасная езда», «опасное вождение», «опасная манера вождения», несмотря на то, что часто именно подобные случаи и являются причиной возникновения аварийных ситуаций на дорогах.

Лишь с 8 июня 2016 года в ПДД появилось новое понятие «опасное вождение», а также включен пункт о том, что оно водителю запрещено.

Какой русский не любит быстрой езды? Штрафы за опасное вождение

С целью привлечения внимания общественности и проявления интереса водителей к этому вопросу при поддержке Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения создан информационный сайт опасноевождение.рф. Сайт наполнен различными материалами информационного характера, а также на нем представлены в качестве примера шесть аварийно-опасных и наиболее часто встречающихся на дорогах ситуаций, сопровождаемых видеороликами, которые наглядно иллюстрируют, какие действия признаются агрессивным/опасным вождением. Для более простого восприятия им даны «народные» названия. Например:

  • «Шашки» – многократные перестроения.
  • «Нервяки» – подрезание при перестроении.
  • «Торопыги» – несоблюдение безопасной дистанции.
  • «Воспитатели» – резкое торможение перед другим транспортным средством.
  • «Упертый» – препятствие обгону.
  • «Грядки» – несоблюдение бокового интервала.

Последнее больше относится к водителям, управляющим мотоциклами, ведь, как правило, именно они лавируют между рядами.

Неоднозначное отношение автолюбителей к новшеству четко прослеживается из обсуждений и комментариев на сайте. В большинстве своем пользователи выражают негативные эмоции и не верят в эффективность внесенных изменений в закон.

Итак, что мы имеем на сегодня. Новая норма введена, однако, как это нередко бывает, не решено множество сопутствующих существенных вопросов. Например, как будут фиксироваться и отслеживаться такие правонарушения, какие меры ответственности будут применяться и т.п.

Как будет фиксироваться опасное вождение?

На законодательном уровне этот вопрос пока не решен, но будут задействованы все существующие технические средства: видеокамеры в городе, камеры, фиксирующие нарушения скоростного режима, камеры на патрульных машинах и видеорегистраторы в автомобилях обычных водителей. При этом следует упомянуть, что, например, в Москве пока существует всего лишь около 7-9 камер, которые, возможно, технически способны фиксировать опасное вождение. Кроме того, сообщается о введении специального приложения на телефон с целью упрощения передачи видеозаписей водителями с видеорегистраторов в автомобилях инспекторам ГИБДД, которые первоначально изучают запись на предмет установления фактов правонарушений, т.е., как мы видим, опасная манера управления автомобилем все-таки имеет больше оценочный характер и устанавливается субъективно инспектором в каждом конкретном случае.

В регионах предлагают иные варианты фиксации. Например, начальник отдела дорожно-патрульной службы управления ГИБДД Республики Адыгеи рассказал, что выявлять нарушителей будут скрытые патрули: в автомобиле без специальных обозначений и маячков полицейские будут фиксировать правонарушение, а затем передавать информацию обычным нарядам ГИБДД для задержания водителей.

Пока это все только предложения, не дошедшие до практической реализации и применения в реальной ситуации. Технически достаточно сложно осуществить подобные идеи, ведь отследить опасное вождение по обычным камерам и применить меры ответственности, как в случае с превышением скорости, с точки зрения программирования фиксирующих камер проблематично. В результате подобные ситуации будут оцениваться в каждом конкретном случае инспекторами ГИБДД, и исключить субъективную, а порой и коррупционную составляющую будет сложно.

Штраф, лишение прав или уголовная ответственность?

Власти обращают внимание на искоренение коррупции и действие принципа неотвратимости наказания. Но помешать договоренности правонарушителя с инспектором, чтобы действия были расценены не как опасное вождение, а как обычная езда, довольно сложно. Поэтому действительный настоящий ездок-нарушитель маловероятно понесет наказание: либо он все урегулирует с инспектором, либо оплатит штраф за опасное вождение, размер которого в данный момент пока не определен. Предположительно он будет составлять 5 000 рублей. Но сами посудите, что для «золотой молодежи» или состоятельных людей такая сумма?

Поскольку мы плавно перешли к вопросу ответственности, следует также отметить, что законодательно не определены меры ответственности по отношению к водителю, если будет установлено, что он совершил ряд опасных маневров. Что это будет: штраф за опасное вождение, лишение прав или же уголовная ответственность? Высказываются даже мнения о возможности введения нормы о наложении штрафа в размере один миллион рублей или же в размере, определяемом в процентном соотношении от стоимости автомобиля, при управлении которым было совершено правонарушение. Рассматривается также вариант с привлечением к уголовной ответственности за повторное правонарушение, в особенности, повлекшее причинение вреда. Как нам кажется, ответственность должна быть альтернативной и должна определяться в каждом конкретном случае в зависимости от последствий, наступивших в результате опасного вождения. Безусловно, применение уголовной ответственности – это крайняя мера, но в случае с тяжелыми последствиями опасного вождения она неизбежна, ведь, как показывает практика, наказание в виде удара по кошельку не настолько действенно, как угроза лишения свободы.

Безусловно, делать выводы об эффективности/неэффективности нововведения достаточно рано, ведь прошло еще мало времени, однако определить и законодательно закрепить четкую процедуру и способы фиксации, применения мер наказания к нарушителям, безотлагательно необходимо. Ведь есть и обратная сторона неурегулированности данного вопроса, а именно – злоупотребление со стороны инспекторов своим правом субъективной оценки случаев опасного вождения и необоснованного применения мер ответственности к невиновным и добросовестным водителям.